Улыбка соучастницы

Главная

КОГДА «МОНУ ЛИЗУ» КОПИРОВАЛИ УЧЕНИКИ ЛЕОНАРДО, ЭТО ВОСПРИНИМАЛОСЬ КАК ДОЛЖНОЕ. СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК БЭНКСИ ТОЖЕ НЕ СЧИТАЕТ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЛЕГЕНДАРНОЙ КАРТИНЫ ПЛАГИАТОМ — В АКТУАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЭТОТ ПРИЕМ НАЗЫВАЕТСЯ АПРОПРИАЦИЕЙ
В 1919 году дадаист Марсель Дюшан пририсовал Джоконде на открытке усы и бороду, подписал изображение непристойной аббревиатурой и объявил себя автором нового произведения искусства: ведь он поместил культурную икону в собственный контекст. Вполне в духе дюшановской концепции редимейд, согласно которой любой предмет, выставленный художником в галерее, считался авторским apr-объектом. В дальнейшем «Мону Лизу» «присваивали» многие известные творцы: Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския… В конце столетия появились термин «апроприация» (использование художником предметов и чужих произведений в собственных) и движение — апроприацио-низм. В XXI веке шедевр Леонардо не дает покоя звезде стрит-арта Бэнкси. Художник любит помещать узнаваемые сюжеты с картин и фотографий в неожиданный контекст и обыгрывает образ Джоконды в разных техниках, делая ее «соучастницей» своих «партизанских» акций.